При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра — красный, желтый, оранжевый. Также очень важно не забывать о таком важном свойстве системы освещения магазина или супермаркета, как энергоэффективность. Если использовать светодиодные светильники, то подобрать можно любую цветовую температуру, так как светодиоды выпускаются с цветовой температурой от 2000К до 10 000К и даже до 20 000К. Также светодиоды, используемые для освещения, обладают достаточно высоким индексом цветопередачи (75-85), что делает цвета более натуральными. Что касается энергоэффективности, то тут лучшее решение – это применение светодиодного освещения прилавков, так как они потребляют в 10 раз меньше электроэнергии чем лампы накаливания, и в 2 раза меньше , чем компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие).
Большим плюсом светодиодного освещения также является их долговечность (50 000 – 100 000 часов) и почти полное отсутствие затрат на обслуживание светодиодных светильников, это подразумевает под собой то, что светодиоды не надо заменять, они не перегорают, как лампы, а в крупных супермаркетах замена ламп это довольно затратное дело.
Пример. В Минске есть магазин "Евроопт" по улице Калиновского. Достаточно крупный магазин, который освещен лампами накаливания! Кроме огромного энергопотребления, эти лампы выделяют еще и тепло, что делает торговый зал жарким. Можно поменять только лампы, вкрутив новые в те же цоколи, и избавиться от жары и сократить энергопотребление в 10 раз без изменения уровня освещенности зала! Такими лампами могут быть светодиодные лампы, которые бывают теплого и холодного цвета.
Особенности освещения различных групп продуктов питания
Хлеб, кондитерские изделия
С одной стороны, рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). С другой — такие лампы потребляют слишком много энергии. Поэтому целесообразно заменить лампы накаливания и галогенные на светодиодные с цветовой температурой 2700-3000К,. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом. Хорошо будут смотреться дерево, лоза и другие натуральные материалы.
Пример. Есть некая кондитерская-кафе. Это — великолепный пример того, как с помощью интерьера можно испортить всю атмосферу: зеленые стены отбрасывают на всю сладкую продукцию изумрудно-зеленый тон. К тому же там просто темно.
Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба
Здесь важно подчеркнуть свежесть, хорошую охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять светодиодные лампы с цветовой температурой 4000 — 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше) для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок. К тому же светодиодные лампы не нагревают продукты.