В этой статье описаны основы построения профессионального освещения магазинов, которое будет работать на увеличение продаж и поможет сэкономить деньги.
Техническая информация. Как известно, освещенность измеряется в люксах, 1 Lux = 1 Lm (люмен) / 1 м2. Для подобных расчетов берется освещенность плоскости пола или прилавков. Чтобы понять, как выглядят характеристики освещения, приведу пример: для нормальной работы в офисе освещенность на столе с включенными лампами дневного света должна быть примерно 500-700 Lux.
Пример. Сетевые гиганты розничной торговли, такие как "Metro", требуют от проектировщиков 1000 Lux, "Tesco" — 750 Lux, "Carrefour" — порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.
Общий уровень освещенности торгового зала
При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас в 30-40%.
Дело в том, что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается примерно на 30-40%. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой естественные преграды для освещения, но также оно по-разному отражает свет, часто вызывая ухудшение уровня освещенности.
Кроме получения необходимого уровня освещенности, надо также учитывать психологические аспекты освещения. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:
- Интенсивность освещения (уровень освещенности);
- Цветовая температура света, которая выражается в градусах Кельвина.
При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение, прилив сил и улучшение настроения. Поэтому, в зависимости от целей и стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности. Уровень освещенности для комфорта и безопасности человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения: в пасмурный день на улице — 2000 Lux, в солнечный день — до 10 000 Lux.
Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.
Гипермаркет, супермаркет
Помимо общего уровня освещенности, принципиальным вопросом освещения таких магазинов является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение — нейтрально-белый свет 4000К-5000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металлогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). (В народе такие светильники называют колокольчиками.) Их использование дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, но страдает равномерность освещения.
- Назад
- Вперёд >>